История проекта

Начало истории

Если «глубоко копнуть» историю этого проекта, то она начинается с момента, когда мне, всего, лишь конструктору 3 категории СКБКОМ (Специальное конструкторское бюро кожевенно-обувной промышленности), главный конструктор проекта (самого проекта не существовало, но зато существовала такая штатная единица) Роземблюм Виктор Израилевич предложил поработать под его руководством над новым проектом. Это означало, что из подчинения конструкторов всех других категорий и даже начальника отдела перехожу в подчинение исключительно Изральевичу. Тему, «Имитация рисунка натуральной кожи на поулиуритановую объемную заголовку верха обуви полученную методом макания» (цельно литая «галоша»), он «пробил» в Москве. Техническое задание обязывало создать действующий опытный образец устройства для тиснения верха этой самой «галоши». Мне задание было доведено в виде образца кожи и нескольких поулиритановых галош, на поверхность которых я должен нанести тиснение похожее на образец кожи. После моего согласия, в течении нескольких месяцев он эпизодически, на несколько минут, подходил к моему кульману и не как не комментируя виденное, отходил во восвояси. Пока, наконец, он не предложил мне завешивать кульман, уходя на перекур. На перекуре, поведав опытному коллеге «заскок» моего шефа, я услышал от него, что видимо мне удалось найти решение. В дальнейшем это подтвердилось поданной Изральевичем заявкой на изобретение (аналог патента) устройства для тиснения объемной заготовки, которое включало мое решение: силиконовую матрицу с внутренней полостью для подачи воздуха создающего давление на рабочую поверхность мембраны (отливаемой непосредственно на поверхности объемной заготовки верха обуви), которая обжимала «галошу» после ее прогрева сферическим излучателем. После небольшого скандала по поводу неэтичности единоличного авторства, заявка была подана и получено свидетельство под авторством: начальника СКБКОМ, заместителя начальника по науке, начальника отдела и, конечно, главного конструктора проекта. Так я получил важный для настоящего проекта опыт — находить оригинальные решения может и «не законченный» специалист, при условии полной свободы действия и необходимости своевременно заботиться о своем приоритете. Позднее я постоянно опирался на него при создании коллективов для совместного творческого труда.

Первый опыт создания творческих коллективов из людей желающих, но не все умеющих, я получил в студенческом конструкторском бюро (СКБ) при «тряпочке» (Ленинградском институте текстильной и легкой промышленности), когда стал его руководителем.

Студенческое конструкторское бюро

Студенческое конструкторское бюро – это форма организации внеаудиторной работы со студентами в советский период. СКБ существовали практически во всех институтах. Главная цель — привлечение студентов к участию в выполнении научно-технических проектов, которые в основном носили характер хозяйственных договоров с отраслевыми предприятиями. Бюро существовало как структурное подразделение вуза с небольшим штатом и научным руководителем. Руководитель СКБ занимал должность доцента исследователя у которого 50% рабочего времени занимала преподавательская нагрузки, а остальное время — работа со студентами над прикладными и научными проектами. КБ, кроме ведения собственных НИР (научно исследовательских работ) организовывали, курировали и контролировали работу факультетских и кафедральных КБ.

СКБ несомненно были полезны, поскольку в процессе образования давали возможность учащимся закреплять знания на практике и формировать профессиональные навыки. Однако, к началу 90-тых годов, они в большинстве своем, превратились в подразделение по сбору информации от кафедральных КБ, которые в свою очередь отчитывались, в основном, за счет работы преподавателей формально включающих студентов в свои работы (хоздоговоры, статьи, патенты и т.д.). Причем действовал принцип — в каждый следующий период показатели работы СКБ (например: число вовлеченных студентов и преподавателей; количество статей, авторских заявок, выставок с участием студентов и др.) должны обязательно повышаться.

Когда меня назначили руководителем СКБ, я привел ситуацию с отчетными показателями к абсурду: число вовлеченных в деятельность студентов ровнялось числу обучаемых (включая вечернюю и заочную формы обучения), а численность привлеченных к деятельности СКБ преподавателей и вообще превысила штатный состав (в пояснениях руководству я объяснял это привлечением преподавателей из других вузов). Другие показатели (количество, статей, заявок, выступлений, выставочных образцов и т.д.) не были столь впечатляющие, но все же неуклонно росло, так как большую их долю я выполнял сам, формально включая туда студентов. После многочисленных попыток донести до руководства тупиковость сложившийся ситуации и необходимости изменения концепции СКБ, мне все таки удалось убедить их сменить задачи бюро. Главной из них стало создание имиджевых иллюстраций в виде: карьерного роста выпускников прошедших СКБ, инновационные продукты «без дураков» (т.е. не как у Чубайса), публикаций в престижных СМИ и участие в международных выставках. Некоторое представление о деятельности СКБ после смены парадигмы представлены в слайдере. Количественно показатели снизились, но зато за ними стояли реальные результаты: специалисты, проекты, технологии и патенты.

  • Установка контроля оптоволокна

Центр научно технического творчества учащейся молодежи

После появление в стране без налоговых хозрасчётных центров научно технического творчества молодежи (НТТМ) организованных ЦК ВЛКСМ (для тех, кто не знает — это партийные бонзы от комсомола), через которые можно было оформлять свои же хозяйственные договора, получая целых 25 — 30% от их стоимости (в институтах максимальное возможное вознаграждение по этим же договорам — 0,5 от штатной ставки), все кто мог и хотел работать оформляли свои договоры через эти центры. Соответственно центры стали посредниками позволяющими исполнителям, имеющим свои договоры больше зарабатывать, оставляя у себя 60 -70% от стоимости работ (за счет этого формировался первичный капитал многих олигархов, например: Ходорковского, Левченко, Обрамовича и др.).

Благодаря усилиям Савельева Юрию Петровичу (тогда ректор «Военмеха») пробившего брешь в монолите комсомольских НТТМ (их могли организовывать только под эгидой ВЛКСМ) появился НТТУМ «Ирбис» (центр научно технического творчества учащейся молодежи). Первый филиал которого был организован на базе СКБ при ЛИТЛП. Поскольку новый центр отдавал исполнителям 30 — 45% от суммы договора, практически все сотрудники института имеющие заказчиков стали оформлять договоры через наш центр. В результате, за счет посреднических отчислений и отчислений от части самостоятельно выполняемых центром договоров, появились средства позволившие привлекать к научно техническим договорам студентов на платной основе, а также финансировать инициативные инновационные проекты (например, разработка технологий и оборудования для переработки отходов текстильной промышленности, мультимедийные продукты для учебного процесса, лазерную установку для оптимального раскроя, приборы контроля качества материалов).

  • Представление системы электронных учебников по информатике ФОБУС

Однако, такой вариант развития творческого потенциала молодежи не устраивало руководство ВУЗа, прежде всего проректора по научной работе. Во-первых, по тому, что все хозяйственные договора стали оформляться через мой центр, а во-вторых, как сказал мне проректор «студенты не должны получать больше профессоров» (оплата студентов осуществлялась через кассу института). С первой «бедой» я справился доведя до сведения сотрудников и студентов института желающих оформить договор через «Ирбис» о необходимости получать разрешение проректора (соответственно, все они стали оформлять договоры через другие филиалы, а ко мне пришли сотрудники других вузов по той же самой причине). Вторую «проблему» я решил за счет найма своего бухгалтера. Такой вариант решения проблем не устраивал научного проректора и одновременно центральный офис «Ирбиса» решил увеличить отчисления, в пользу себя, с 10 до 30%, и мне пришлось организовывать новую структуру: Молодежный центр научно-технического творчества и межвузовского дипломного проектирования (МЦНТТиМДП).

Молодежный центр научно-технического творчества и межвузовского дипломного проектирования

Организационная основа деятельности Центра

Молодежный центр научно-технического творчества и межвузовского дипломного проектирования (далее Центр) создан как структурное подразделение Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга приказом Председателя Совета № 32 от 05.04.1999. В 2003 году Центр был зарегистрирован как Некоммерческое Партнерство «Молодежный центр научно-технического творчества и межвузовского дипломного проектирования» (зарегистрировано 27 ноября 2003 г. Государственный регистрационный номер 1037861024508). Официальный сайт центра Interdiplom.ru.

Цели и задачи Центра

Основными целями деятельности Центра является объединение усилий образовательных заведений, органов Государственной власти, общественных и благотворительных организаций и граждан по выявлению, развитию и использованию творческого и технического потенциала молодежи, решение межвузовских проблем, а также оказания содействия в решении задач в сфере городского хозяйства и бизнеса.

В рамках реализации указанных целей, Центр решает следующие задачи:

Директор МЦНТТМДП, аспирантка СПГУ А. А. Еримеева, председатель Совета ректоров вузов, Губернатор, председатель «Комитета по науке и высшей школе», ректор ГАСУ
  • создает систему взаимодействия Администрации города, администрации вузов, межвузовских образований, общественности города и бизнеса по выявлению, развитию и использованию творческого и технического потенциала молодежи;
  • оказывает содействие в повышении эффективности образовательного процесса путем: организации дополнительных консультаций; формирования индивидуальных графиков обучения; организации практик с максимально приближенными условиями к условиям будущей профессиональной деятельности; организации выполнения курсовых, дипломных и диссертационных работ по заказам Администрации города и бизнеса;
  • оказывает содействие в трудоустройстве студентов в процессе обучения, и после окончания учебного заведения;
  • организует сбор благотворительных средств для реализации уставных задач путем проведения благотворительных аукционов, лотерей и участия в проводимых отечественными и международными организациями конкурсов грандов и т.п.;
  • разрабатывает, апробирует и содействует внедрению новых перспективных форм обучения;
  • содействует в привлечении студентов, аспирантов и молодых ученых к практической научно-технической деятельности по профильной специальности;
  • проводит конкурсы, выставки, семинары и конференции;
  • представляет результаты научно-технической деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых на Российских и международных конкурсах, выставках, семинарах и конференциях;
  • оказывает содействие в продвижении научно-технических разработок вузов к потенциальным заказчикам и потребителям;
  • оказывает содействие в привлечении финансовых средств и материальных активов, способствующих расширению материально-технической базы научно-технического творчества молодежи.

Технологическая основа деятельности Центра

Поставленные цели и задачи Центром достигается за счет использования ряда технологий:

  • Выполнения межвузовских дипломных и диссертационных работ по заказам Администрации Санкт-Петербурга и бизнеса;
  • Организация конкурсов-выставок дипломных и диссертационных работ выполненных по заказам Администрации города и бизнеса;
  • Организация межвузовских междисциплинарных и меж курсовых дипломных работ;
  • Найм ведущих специалистов на основании выполнения конкурсного задания;
  • Организация конкурсов-выставок по привлечению исполнителей к выполнению заказов от Администрации Санкт-Петербурга под их обязательства относительно авторов лучших работ на основании утвержденного Губернатором СПб «Положения о межвузовском междисциплинарном межкурсовом дипломном проектировании» (см. Положение).

  • Обсуждение проекта "Межвузовский центр коллективного пользования"
Обобщенные результаты деятельности ЦентраПатент бронежилет

На основании выполненных проектов получены следующие экономико-социальные результаты:

  • общий экономический эффект от выполненных проектов составляет более 800 млн.руб.
  • организованно 12 новых предприятий с общей численностью работающих 82 человека;
  • подготовлено к производству и уже производится 8 инновационных товаров;
  • трудоустроено авторов проектов – 26 человек;
  • в конкурсах-выставках приняли участие более 14 000 студентов, аспирантов и молодых ученых;
  • выполнено 5623 дипломных работ и проектов, а также 6 диссертационных исследований;
  • опубликовано свыше 156 статей и тезисов, представлено на форумах различного уровня свыше 150 докладов;
  • получено 8 заявок и получено 5 патентов;

Сформированы и апробированы новые перспективные формы взаимодействия между учащимися и бизнесом ( «Договоры на выполнение учебных заданий решающих конкретные задачи заказчиков под их обязательства относительно лучшей работы»; Договоры на прохождение практик на конкурсной основе»), также с администрацией СПб (Положение);

Центром разработаны и реализованы мероприятия и технологии по оказанию содействие в повышении эффективности образовательного процесса: расширение баз практик (организованы практики с участием центра для 100 учащихся, форсирована база потенциальных баз практики – 169 мест;

Начиная с 1999 года, Центром ежегодно проводились городские конкурсы-выставки проектов вузовской молодежи направленных на решение задач в сфере городского хозяйства и социальных проблем молодежи. Участие в конкурсах принимают все вузы Санкт-Петербурга.  Постоянными секциями проводимых конкурсов являются: «Экономика и финансы города»; «Энергосистемы, энергосберегающие технологии и инженерное обеспечение города»; «Транспортная система города»; «Экология города», «Информатизация и телекоммуникационные системы», «Архитектура, градостроение и благоустройство города». С 2002 года дополнительно появились номинации: «Информационный дизайн», «Молодежный бизнес», «Молодежь решает свои проблемы».

 По результатам проведенных конкурсов заключены и выполнены договора на использование и реализацию проектов: «Эталонный реестр населения Санкт-Петербурга», «Информационно- справочная система об органах власти и управления», «Инженерное благоустройство кварталов 25а и 37б Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга». Реализовано ряд проектов для развития инженерно-энергетической инфраструктуры СПб. Проекты имеют важное значение для развития инженерно-энергетической инфраструктуры СПб.

Создана методика определения расчетных электрических нагрузок жилой коттедж ной застройки и нагрузок жилых домов повышенной комфортности;

  • разработана переходная арматуры для соединения маслонаполнеиных кабельных линий высокого и низкого давления напряжением 110-220 кВ с кабелями с пластмассовой изоляцией;
  • разработан и исследован уплотнительный материал для соединения трубопроводов газа, холодной и горячей воды в городском хозяйстве;
  • разработана и запатентована установка по повышению экологических характеристик энергетических установок, путем снижения токсичных выбросов и углекислого газа, поступающих в атмосферу с дымовыми и промышленными выхлопными газами от электростанций, котельных и др.;
  • разработаны рекомендации по обоснованию и расчету мероприятий энергосбережения в промышленных, общественных и жилых зданиях СПб.

За время существования Центр подготовил и предложил к реализации администрации города (чиновникам практически всех комитетов) целый ряд проектов, реализация которых могла бы существенно повысить качество жизни в городе, получить значительные средства в бюджет и повысить безопасность безопасность жителей. Ниже следует далеко неполный список проектов предложенный чиновникам профильных комитетов.

  • «Обоснование и разработка проектно-сметной документации для последующего внедрения технологии утилизации бытовых отходов города Санкт–Петербурга в существующей котельной ГУП ТЭКа и с созданием на базе этой утилизационной котельной экономичной мини-ТЭЦ с глубокой очисткой дымовых газов» (проект основан на 3-х отечественных патентах, позволяющих значительно превзойти импортные аналоги);
  • «Программа сохранения и популяризации материальных памятников культуры Северо-Запада»;
  • «Учебно-производственный и сертификационный центр для учебных заведений автотранспортной направленности»;
  • «Цент добровольной сертификации и защиты авторских прав производителей обучающей электронной продукции»;
  • «Мониторинговый центр рынков труда, образовательных услуг и профессиональной ориентации абитуриентов»;
  • «Создание интерактивной мониторинговой системы жителей Санкт-Петербурга на основе электросети»;
  • «Создание системы безопасности и защиты от терроризма коммуникационных систем города и населения»;
  • «Создание Межрегионального центра сертификации систем качества, рабочих мест и специалистов»;
  • «Повышения экологических характеристик теплоэнергетических установок»;
  • «Создание технологии и на ее основе производства восстановления трубопроводов в системе муниципального хозяйства»;
  • «Разработка системы инновационного городского (муниципального) заимствования»;
  • «Разработка методического и инструментального подхода к оценке кредитных рисков в условиях нестационарной экономики»;
  • «Межвузовская интерактивная информационно-аналитическая система»;
  • Единый социальный регистр как ключевой компонент государственной системы адресной социальной политики;
  • Устройство обнаружения закладок в городские урны взрывчатых веществ с металлическими включениями и защиты канализационных систем от несанкционированного доступа;
  • Производство бронежилетов;
  • Использование модифицированных опилок для очистки сточных вод;
  • Эффективная очистка нефтезагрязненных грунтов с использованием моющих средств;
  • Утилизация нефтяных разливов;
  • Межвузовская малозатратная интерактивная информационно-аналитическая система;
  • Создание центра инвалидного туризма и других социально незащищенных категорий граждан;
  • Виртуальные памятники материальной культуры Санкт-Петербурга;
  • Центр сертификации аудио, видео, и программной продукции, ориентированной на использование в государственных школах;
  • Учебно-производственный и сертификационный центр для учебных заведений автотранспортной направленности;
  • Межвузовская практика по благоустройства городской среды;
  • Молодежный бизнес-инкубатор;
  • «Создание центра оказания помощи в разработке и реализации молодежных проектов, ориентированных на развитие приграничного сотрудничества, путем организации постоянно действующих конкурсов-выставок и фандрайзингового сопровождения лучших работ»;
  • «Создание методического и технологического обеспечения системы постоянного мониторинга рынков образовательных услуг, труда и предпочтений абитуриентов»;
  • «Обоснование системы образовательного займа как инструмента для адаптации высшей школы к рыночным условиям. Разработка организационно-технической основы займа»;
  • «Создание единого информационного пространства отражающего состояние и перспективы рынков труда, образовательных услуг и профессиональной ориентации молодежи между регионами России и Финляндии»;
  • «Разработка экологически чистых мини-ТЭЦ с частичным использованием в качестве топлива городских отходов»;
  • «Создание нового термодинамического метода снижения токсичных выбросов и углекислого газа, поступающих в атмосферу с дымовыми и промышленными выхлопными газами от электростанций, котельных, промышленных предприятий, сжигающих любое дополнительное топливо, в том числе и низкосортное, с повышенным содержанием серы»;
  • «Обоснование и разработка проектно-сметной документации для последующего внедрения технологии утилизации бытовых отходов города Санкт – Петербурга в существующей котельной ГУП ТЭКа и с созданием на базе этой утилизационной котельной экономичной мини-ТЭЦ с глубокой очисткой дымовых газов».

Все проекты прошли экспертизу специалистов (в том числе и с привлечением экспертов профильных комитетов) и были признаны как состоятельные и перспективные, однако их реализация (принятие в «конкурсный отбор») жестко связывалась с предварительными (до рассмотрения по сути) запредельными взятками! Для оценки достоверности указанной информации я не могу во всех случаях предъявить соответствующие документы (по очевидным причинам), однако по большинству приведенных проектов готов предоставить достаточную информацию для оценки их состоятельности и полезности в сфере городского хозяйства и жизнедеятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мое резюме на 2015 год.